Научные направления Института искусств

 
  1. Исследование традиционной культуры и искусства коренных народов Южной Сибири в условиях интеграции с современной культурой и видами искусства в полиэтническом социокультурном пространстве
  2. Методологические и методические аспекты обучения и воспитания личности в условиях непрерывного художественного образования и освоения видов искусств

 

Исследование традиционной культуры и искусства коренных народов Южной Сибири в условиях интеграции с современной культурой и видами искусства в полиэтническом социокультурном пространстве

В 2012 г. результатом исследовательской деятельности кафедры ДПИ стала разработка программы для ЭВМ «Каталог изделий декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел», исполнители Евусяк О.В., Коваль Т.Г., Киштеева О.В., Фитина Н.Т., Попук Э.В., свидетельство № 2013611988 11.02.2013.

 

В рамках научного  направления выполнялись следующие исследования:

          В 2015 г. НИР кафедры декоративно-прикладного искусства в рамках хоздоговора с ТувГУ по теме: «Проблема сохранения художественных традиций этнической культуры народов Южной Сибири в условиях глобализации». Руководитель – кандидат культурологии О. В. Киштеева, исполнители Гузеватова Е.Н., к.п.н., Русина Н.В., к.ист.наук, Мазай Л.Ю. канд. культурологии, Коновец Т.А., Улахович С.Н.

«Отражение взаимосвязи человека и природы в традиционном искусстве народов Южной Сибири: сравнительный анализ, формы проявления в современном искусстве, перспективы сохранения и развития». Руководитель – канд. пед. наук, доцент О. В. Евусяк .

          2016 г. НИР кафедры декоративно-прикладного искусства по теме «Роль традиционного народного декоративно-прикладного искусства в процессе этнической идентификации современной городской молодежи Саяно-Алтая», руководитель Гузеватова Е.Н. исполнители Киштеева О. В., канд. культурологии, Русина Н. В., канд. ист. наук, Улахович С. Н. (Хоздоговр ТувГУ Рег. № НИОКТР АААА-А18-118080890003-6)В результате исследования были проанализированы современное состояние объектов культурно-исторического наследия Саяно-Алтайского региона и проблемы ревитализации традиционной культуры народов Южной Сибири в современном искусстве; рассмотрены способы и условия использования историко-культурного наследия в творчестве профессиональных художников, народных мастеров и коллективов, формы деятельности учреждений сферы культуры и образования в области интеграции культурно-исторического наследия в жизнь современного региона, разработаны система методических рекомендаций по использованию историко-культурного наследия народов Саяно-Алтая в процессе научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности молодежи в образовательном процессе.

          НИР кафедры декоративно-прикладного искусства по теме «Отражение традиций рационального природопользования в художественной культуре и прикладном искусстве хакасов и тувинцев», руководитель О.В. Евусяк, канд. пед наук, исполнители Киштеева О.В. канд. культурологии, Русина Н.В. канд ист. наук. (Хоздоговр ТувГУ Рег. № АААА-А16-116100350063-4)

          2017 г. НИР по теме «Проект виртуального музея «Традиции рационального природопользования в художественной культуре народов Южной Сибири», выполняемой в рамках договора № 35 от 03.08.2017. Полученные впервые основные научные результаты исследования: создан проект экспозиций виртуального музея «Традиции рационального природопользования в художественной культуре народов Южной Сибири», включающих фотографии произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, изделий народных художественных промыслов и ремесел, видеоматериалы реальных экспозиций тематических выставок; визуализированные данные сопровождаются текстовым описанием представляемых объектов материальной художественной культуры и декоративно-прикладного искусства народов Южной Сибири.

В рамках НИР был разработана программа для ЭВМ «Виртуальный музей "Традиции рационального природопользования в художественной культуре народов Южной Сибири", исполнители Евусяк О.В., Табаргина Г.В., Русина Н.В. свидетельство № 2019617271  05.06.2019.

          В 2019 г. НИР кафедры народной художественной культуры по теме «Детский цикл обычаев и обрядов, обычаи приветствия и гостеприимства как форма проявления и сохранения культурного наследия народов в полиэтническом социуме Южной Сибири», руководитель Ламанская Н.Б., кандидат исторических наук, доцент, исполнители: Янковская О.В. канд филол. наук, Евусяк О.В. к.п.н., Александрина В.А.

          На основе систематизации и сравнительного анализа сведений о детском цикле обычаев и обрядов, обычаев приветствия и гостеприимства народов Южной Сибири были выявлены и описаны в сравнительном аспекте закономерности использования в обыденной жизни и воспитательной практике образов, символов и знаков, отражающих этническое мировоззрение коренных народов Южной Сибири – хакасов, тувинцев, алтайцев.

          В результате полученных теоретических знаний и выявленных закономерностей использования и стилизации традиционных обычаев и обрядов предложены алгоритмы и методики разработки обрядов, адаптированных к современным условиям поликультурного социума и к задачам воспитания современных подрастающих поколений, связанных с воспитанием детей в семье и обществе. Подготовлены рекомендации по художественно-эстетической стилизации обрядов приветствия, благопожелания и гостеприимства, не нарушающей смыслов и назначения обрядов и одновременно адаптированной к задачам и содержанию современной социокультурной и воспитательной практики. Рекомендации оформлены в формате электронного комплекта информационно-справочных, дидактических и методических материалов для использования их в социокультурной и воспитательной практике, в сфере познавательного и краеведческого туризма, при проектировании культурно-досуговых мероприятий. В рамках НИР подготовлена и выпущена монография «

          В 2019 г. НИР кафедры декоративно-прикладного искусства, по теме «Визуально-символическая система орнамента номадов Южной Сибири в современной культуре», в рамках хоздоговора с ТувГУ (НИОКТР АААА-А19-119082290017-2), руководитель Киштеева О.В. кандидат культурологии, исполнитель Коновец Т.А. В результате исследования проведен сравнительный анализ традиционного орнаментального искусства хакасов и тувинцев, выявлены особенности художественного стиля орнамента как этнического культурного кода в символическом и визуально-эстетическом аспекте, разработанасравнительная таблица, с учетом символики, художественной структуры по орнаменту номадов Южной Сибири, позволяющая исследователям в области культуры и искусства расширить область применения орнамента с целью популяризации и осознанного использования в художественном проектировании.

          В 2019 г. НИР кафедры народной художественной культуры по теме «Эпос народов Саяно-Алтая и его исполнители», в рамках хоздоговора с ТувГУ, руководитель Ламанская Нина Борисовна, канд. ист. наук, исполнитель Янковская Ольга Викторовна, канд. филол. наук.

В результате исследования получено новое знание об алтайском и хакасском эпосе в сравнительном плане как об объекте нематериального культурного наследия, синтезирующем в поэтической форме сведения о феноменах и источниках многовековой духовной истории алтайского и хакасского народов в контексте мифологии, религии, народной культуры, общественно-политических и нравственных устоев общества. Новое знание констатирует, что в эпосе в поэтической форме синтезирована вся многовековая духовная история народов в контексте мифологии, религии, народной культуры, общественно-политических и нравственных устоев общества. Новое знание включает описание многофункциональных фольклорных жанров, образующих синкретическое единство и находящиеся в состоянии постоянного взаимодействия и взаимообусловленности, отражающих комплекс представлений, верований, образа мышления, мировосприятия, стереотипов поведения и характера этих народов в нерасчлененном единстве. Новое знание представляет героический эпос алтайцев и хакасов как сосредоточие культурного кода, аккумулирующего социальные, нравственные и эстетические нормы и законы, как форма представления самообраза этноса, национальной идентичности и национальной ментальности.

          В 2020 г. НИР кафедры народной художественной культуры по теме «Семантика семейно-бытовых обрядов народов Саяно-Алтая», руководитель Ламанская Нина Борисовна, канд. ист. наук, исполнитель Янковская Ольга Викторовна, канд. филол. наук. (Хоздоговр с ТувГУ Рег. № НИОКТР АААА-А20-120072090026-3). В рамках исследования проанализированы семантические смыслы, предпосылки возникновения и современного состояния материальных и нематериальных объектов культурно-исторического наследия Саяно-Алтайского региона, проведен семантический анализ некоторых семейно-бытовых обрядов тувинского, алтайского и хакасского народов. Собран, всесторонне проанализирован и систематизирован материал, касающийся семантического значения семейно-бытовой обрядности тувинского, алтайского и хакасского народов. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке краеведческих работ в школах и кружках, в музейной работе при формировании новых отделов в этнографической экспозиции и пополнении существующих, а также исследователями при подготовке научных трудов по истории религии, духовной культуре и этнографии народов Тувы, Алтая и Хакасии. Материалы исследования могут быть использованы также в работе образовательных, культурных и иных учреждений и организаций при проведении презентационных, культурно-массовых и досуговых мероприятий; работниками музеев, центров культуры и народного творчества, центров детского творчества, культурно-досуговых центов, домов культуры.

          В 2020 г. НИР кафедры декоративно-прикладного искусства по теме «Технологии художественного войлока как отражение экологических традиций кочевников Саяно-Алтая», руководитель Киштеева О.В. кандидат культурологии, исполнитель Гузеватова Е.Н. канд. пед. наук (Хоздоговор ТувГУ, регистрационный № N НИОКТР АААА-А20-120080590008-9) полученные впервые основные научные результаты исследования: проведен историко-культурный анализ технологий и орнамента художественного войлока Южной Сибири от археологических культур до этнографического времени как отражение экологической культуры. проанализированы технологические приемы и орнаментальные особенности художественного войлока народов Южной Сибири, составлены сравнительные таблицы терминологии и орнаментики художественного войлока. Полученные результаты внедрены в учебном процессе в преподавании профессиональных дисциплин направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в содержании регионального компонента, направления подготовки 52.03.02 Народная художественная культура, руководство студией ДПТ в преподавании дисциплин «Основы проектирования», «Художественно-стилевые особенности ДПИ народов Сибири», « Декоративно-прикладное творчество мастеров Хакасии»;

- в сфере дополнительного образования Республики Хакасия, в качестве методического пособия по художественному войлоковалянию;

- в сфере культуры и туризма для информированности широких слоев населения о традиционной культуре и искусстве коренных народов Южной Сибири. Составления базы данных и паспортов объектов нематериального культурного наследия народов России. Подготовлена монография по теме НИР.

 

Методологические и методические аспекты обучения и воспитания личности в условиях непрерывного художественного образования и освоения видов искусств

 

          Тема НИР кафедры Музыки и музыкального образования «Методологические и методические аспекты обучения  и воспитания личности в условиях непрерывного художественного образования в поликультурном социуме: освоение музыкального искусства» НИР кафедры музыки и музыкального образования в отчетном году была конкретизирована в рамках темы «Подготовка студента вуза к педагогической деятельности по музыкальному развитию детей раннего возраста в учреждениях дополнительного образования» и сопряженной разработки диагностических средств выявления музыкальных способностей детей раннего возраста. Получены новые знания о существующих закономерностях музыкального развития детей раннего возраста в связи с освоением ими образовательных программ в учреждениях дополнительного образования; определена и описана система критериев и показателей музыкального развития детей раннего возраста, предназначенных для оценки результативности работы с детьми раннего возраста в учреждениях дополнительного образования. Для освоения студентами направления «Педагогическое образование», профиль «музыка» разработаны методика планирования диагностических процедур и комплект диагностических методик по выявлению уровней музыкального развития детей раннего возраста; комплект методических материалов для проведения научно-методического семинара «Музыкальное развитие детей раннего возраста в учреждениях дополнительного образования» (продукт); комплект учебно-методических материалов для студентов направления «Педагогическое образование», профиль «Музыка» по диагностике музыкального развития детей раннего возраста и рекомендации по использованию данных комплектов (продукт, рекомендации).

В 2017 г. выполнена НИР кафедры музыки и музыкального образования «Особенности реализации фонопедического метода В.В. Емельянова в обучении пению детей дошкольного возраста» Руководитель Курбонова Г.Н. канд. пед. наук, исполнитель Калигойда Е.В. канд. философских наук, УДК 373.2.01№ госрегистрации АААА-А17_117120700002-1

«Разработка программы и заданий дл вступительных испытаний в учреждениях дополнительного музыкального образования детей (ДМШ, ДШИ)» Руководитель Калигойда Е.В. канд.филос. наук, исполнители д-р пед. наук Шишлянникова Н.П., канд. пед наук Курбонова Г.Н.  УДК 374 № госрегистрации АААА-А17-117052610050-4

          В 2020 г. выполнена НИР кафедры музыки и музыкального образования «Нетрадиционный художественно-образный подход к обучению грамоте младших школьников» руководитель НИР Шишлянникова Нина Петровна, доктор педагогических наук, профессор, в рамках хоздоговора Тув ГУ Рег. № НИОКТР АААА-А20-120072090031-7. В результате НИР обоснованы теоретические принципы, методы и приемы обучения звукам и буквам младших школьников на художественно-образной основе, свойственной педагогике искусства, и опыт их применения в сочетании с традиционными методами и приемами работы со звуками и буквами, устоявшимися в педагогике начального образования. Позволяет преодолеть недостатки в применении традиционного звуко-буквенного метода, опирающегося на механическое запоминание, тренировку в звуковом анализе и синтезе, путем использования адекватных методов и приемов с учебным материалом, учитывающим возрастную потребность в игре, включения в работу различных анализаторных систем: слуха (озвучивание музыкой визуальных представлений звука), тактильно-двигательных ощущений (создании пластических образов букв), зрения (визуализации слуховых представлений в графических рисунках и цвете). Область применения результатов НИР: Педагогика начального образования. Педагогика дошкольного образования. Педагогика высшей школы. Подготовлено к выпуску учебно-методическое пособие «Путешествие в волшебную страну звуков и букв».