44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профили) «Музыка», «Дополнительное образование»

 

44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профили) «Музыка», «Дополнительное образование»

 

Практическая деятельность является важным этапом профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования по сдвоенному профилю подготовки и способствует формированию их педагогических умений и навыков, становлению основ профессионального педагогического мастерства в области общего и дополнительного музыкального образования.

Учебным планом предусмотрены учебные и производственные практики, которые построены по принципу наращивания и усложнения практических задач, стоящих перед студентами. На весь период обучения в институте искусств студенты проходят следующие практики и осваивают следующие виды практической деятельности:

 

Учебная практика (ознакомительная) проводится по профилю «Дополнительное образование» на базе института искусств во 2-м полугодии 1-го года обучения, без отрыва от учебы (в расписании – еженедельный «школьный день»).

Целью данной учебной практики является приобретение студентами начальных представлений о профессиональной музыкально-педагогической деятельности, первичных практических умений и опыта их применения в педагогическом процессе в учреждениях дополнительного образования.

Задачи практики:

1) приобретение опыта наблюдения и анализа уроков в музыкально-педагогическом процессе, формулирования обобщающих выводов об особенностях музыкальной деятельности педагога и учащихся;

2) знакомство с полем будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности по профилю подготовки, получение первичных навыков оценивания результатов музыкальной деятельности школьников и деятельности педагога-музыканта.

 

Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков исследовательской работы)). Проводится во 2-м полугодии 1,2,3,4-го года обучения, без отрыва от учебы (в расписании – еженедельные дни практики) на базе института искусств.

Целью данной учебной практики является формирование исследовательского подхода к музыкально-педагогической деятельности в процессе овладения практическим опытом решения конкретных исследовательских задач.

Задачи практики:

1) приобретение элементарных навыков поиска, отбора и структурирования необходимой информации в соответствии с определенной темой на основе системного подхода;

2) овладение умением определять задачи в соответствии с темой и целью исследования, отбирать адекватные способы их решения в исследовательской деятельности;

3) выработка умения оптимального использования временного ресурса для успешного саморазвития и самореализации средствами исследовательской деятельности.

 

Учебная практика (ознакомительная) проводится в 1-м полугодии 3-го года обучения на базе дошкольных образовательных организаций.

Целью учебной (ознакомительной) практики является формирование профессиональных компетенций, необходимых для деятельности образовательных учреждениях общего (дошкольного) образования в соответствии с Профессиональными стандартом: 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Задачи практики:

1) накопление опыта  организации профессиональной музыкально-педагогической деятельности педагогов по профилю подготовки;

2) знакомство с содержанием и спецификой работы музыкального руководителя детского сада: нормативной, учебной, отчетной документацией;

3) приобретение опыта аналитической работы по изучению особенностей детского коллектива в целом или индивидуальных особенностей музыкального развития детей;

4) знакомство с различными технологиями решения профессиональных задач в воспитательной и образовательной деятельности педагога-музыканта;

5) овладение первичными умениями проектирования, проведения и самоанализа музыкально-воспитательного процесса.

Учебная (ознакомительная) практика (по профилю «Музыка») проводится на 3 курсе в 1-м полугодии с отрывом от теоретического обучения. Проводится на базе общеобразовательных организаций, с которыми заключены договоры.

Целью данной учебной практики является приобретение студентами опыта наблюдения и анализа учебной деятельности и практических навыков планирования и проведения внеурочной музыкально-воспитательной деятельности с учащимися общеобразовательной школы.

Задачи практики:

1)   ознакомление с содержанием учебной и внеурочной деятельности учителя музыки;

2)   формирование навыков анализа учебной деятельности учащихся на занятиях музыкой;

3)   приобретение практических навыков в планировании внеурочной музыкальной деятельности с детьми в общеобразовательной школе;

4)   участие в моделировании и проведении фрагментов уроков по организации различных видов музыкальной деятельности школьников.

 

Учебная практика (технологическая) осуществляется с отрывом от теоретического обучения на базе общеобразовательных организаций, с которыми заключены договоры. Осуществляется во 2-м полугодии 3 курса.

Целью даннойучебной практики является приобретение студентами практических навыков и опыта анализа, планирования и проведения учебно-воспитательной музыкальной деятельности с учащимися общеобразовательной школы; ознакомление с передовым педагогическим опытом учителей музыки в образовательных организациях города, с различными современными технологиями в практике преподавания музыки.

Задачи практики:

1)   приобретение опыта профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

2)   формирование практических навыков в организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности учащихся с учетом их образовательных потребностей;

3)   выработка умения ставить воспитательные цели и задачи, реализовывать их в учебной и внеурочной деятельности с учетом культурных и других различий учащихся;

4)   овладение опытом использования теоретических (музыкально-педагогических знаний) в практической профессиональной деятельности;

5)   приобретение первоначального опыта разработки программы внеурочной деятельности с использованием разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам.

 

Производственная практика (педагогическая) осуществляется на 3-м году обучения во 2-м полугодии как выездная и  проводится в организациях  отдыха детей и их оздоровления,  сезонного или круглогодичного действия.

Цель практики: закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности в качестве вожатого; погружение бакалавров в профессиональную среду образовательной организации  и приобретение ими компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.

Задачи практики:

1) планирование деятельности временного детского коллектива;

2) сопровождение деятельности временного детского коллектива на основе использования психолого-педагогических технологий для воспитания детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) проведение  под руководством  педагогического работника  игр, сборов и иных мероприятий  во временном детском коллективе;

4) проектирование и реализация траектории  профессионального саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

 

Производственная (педагогическая) практика (по профилю «Дополнительное образование») проводится на 4-м году обучения во 1-м полугодии на базе учреждений дополнительного образования (ДМШ, ДШИ).

Целью данной производственной практики является приобретение студентами практических навыков профессиональной музыкально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного (музыкального) образования.

Задачи практики:

1) приобретение опыта разработки и реализации уроков  музыкально-теоретического цикла в  условиях реального педагогического процесса;

2) формирование умений и навыков планирования и осуществления музыкально-педагогической деятельности на уроке и во внеурочной музыкально-воспитательной\культурно-просветительской работе на единых принципах;

3) знакомство с содержанием будущей профессиональной деятельности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, получение первичных навыков оценивания результатов музыкальной деятельности учащихся ДМШ и деятельности педагога.

 

Производственная практика (педагогическая) проводится на 4 году обучения во 2-м полугодии на базе общеобразовательных организаций. Практика направлена на формирование готовности студента самостоятельно создавать и реализовывать модели музыкальных занятий, анализировать их с учетом психолого-педагогических и научно-методических требований. Основное содержание производственной (педагогической) практики реализуется в деятельности студента в качестве учителя музыки.

Целью производственной (педагогической) практики является освоение студентом целостной профессиональной деятельности педагога-музыканта на основе интеграции ранее освоенных в предыдущих модулях отдельных профессиональных компетенций.

Задачи практики:

1) приобретение опыта реализации основной и дополнительной образовательных программ по музыке в соответствии с современными требованиями к их реализации (в том числе с использованием ИКТ);

2) совершенствование навыков организации совместной и индивидуальной учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС;

3) приобретение навыков реализации современных форм и методов воспитательной работы в учебной и внеурочной деятельности на основе базовых национальных ценностей, с учетом культурных и других различий учащихся;

4) закрепление умений осуществлять музыкально-педагогическую деятельность с учетом специфики творческой природы музыки как искусства;

5) овладение первичными практическими умениями преподавания музыки в начальной школе на основе освоенных ранее теоретических знаний по предмету;

6)приобретение опыта критического анализа учебных материалов предметной области; конструирования содержания обучения по предмету в начальной школе в соответствии со сферой профессиональной деятельности и с учетом возрастных особенностей учащихся.

 

Производственная практика (педагогическая) проводится на 5 курсе в первом полугодии на базе общеобразовательных организаций. Практика направлена на формирование готовности студента самостоятельно создавать и реализовывать модели музыкальных занятий, анализировать их с учетом психолого-педагогических и научно-методических требований. Основное содержание производственной (педагогической) практики реализуется в деятельности студента в качестве учителя музыки, организатора внеурочной деятельности, участии в методической работе.

Целью производственной (педагогической) практики является освоение студентом целостной профессиональной деятельности педагога-музыканта на основе интеграции ранее освоенных в предыдущих модулях отдельных профессиональных компетенций.

Задачи практики:

1) приобретение опыта реализации основной и дополнительной образовательных программ по музыке в соответствии с современными требованиями к их реализации (в том числе с использованием ИКТ);

2) совершенствование навыков организации совместной и индивидуальной учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС;

3) приобретение навыков реализации современных форм и методов воспитательной работы в учебной и внеурочной деятельности на основе базовых национальных ценностей, с учетом культурных и других различий учащихся;

4) овладение студентами приемами объективной оценки музыкальных знаний и умений на основе использования методов контроля, соответствующих специфике предмета и реальным учебным возможностями учащихся;

5) приобретение опыта выбирать и реализовывать музыкально-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, воспитания, развития учащихся с особыми образовательными потребностями;

6) овладение умением выбирать и реализовывать формы, методы и средства взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;

7) закрепление умений осуществлять музыкально-педагогическую деятельность с учетом специфики творческой природы музыки как искусства;

8) совершенствование методики организации творческой музыкально-познавательной деятельности учащихся на основе использования современных предметно-методических подходов и образовательных технологий на занятиях музыкой;

9) овладение навыками обучения с учетом специфики учебного предмета «Музыка» и реальных возможностей учащихся; приемами оценки образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных);

10) закрепление умений использовать потенциал учебного предмета для раскрытия творческих и др. способностей учащихся; разрабатывать программы внеурочной деятельности; использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения детей с разными способностями и образовательными потребностями.

 

Производственная практика (научно-исследовательская работа). Данная практика проводится на 5 курсе в 10 семестре на базе кафедры музыки и музыкального образования института искусств, где непосредственно осуществляется подготовка бакалавров. Данная практика по сути является преддипломной.

Целью производственной практики является обобщение и систематизация материалов выпускной квалификационной работы бакалавра как проектно-исследовательской педагогической разработки.

Задачи практики:  

1) развитие умения систематизировать и обобщать материалы научно-исследовательской работы в соответствии с поставленными целями и задачами;

2) овладение умением определять задачи в соответствии с темой и целью исследования, отбирать адекватные способы их решения в исследовательской деятельности;

3) выработка умения оптимального использования временного ресурса для успешного саморазвития и самореализации средствами исследовательской деятельности;

4) приобретение опыта разработки образовательной программы формирующих мероприятий для участников опытно-экспериментальной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий;

5) овладение студентами приемами объективной оценки музыкальных знаний и умений на основе использования методов контроля, соответствующих реальным учебным возможностями учащихся;

6) приобретение опыта выбирать и реализовывать музыкально-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, воспитания, развития учащихся с особыми образовательными потребностями.