44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Музыка

 

44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Музыка

 

Практика как органическая часть педагогического процесса является одной из важных составляющих профессионального образования будущих учителей музыки. Организация и осуществление практической деятельности студентов способствует формированию их педагогических умений и навыков, становлению основ профессионального педагогического мастерства в области общего музыкального образования. Практика обеспечивает соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью и дает возможность осмыслить ее закономерности и принципы, овладеть профессиональными умениями и навыками будущего педагога-музыканта по организации музыкально-образовательной работы с учащимися.

Учебным планом предусмотрены учебные и производственные практики, которые построены по принципу наращивания и усложнения практических задач, стоящих перед студентами. На весь период обучения в институте искусств студенты проходят следующие учебные и производственные практики и осваивают следующие виды практической деятельности:

 

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) проводится на 1-м году обучения во 2-м полугодии на базе общеобразовательных организаций с отрывом от теоретического обучения.

Цель учебной практики: развитие профессиональной компетентности будущих бакалавров в процессе знакомства с состоянием учебно-воспитательного процесса, содержанием условий жизнедеятельности учащихся в образовательном учреждении.

Задачи учебной практики: ознакомление студентов

1) с содержанием воспитательной работы, деятельностью классного руководителя;

2) с основными направлениями деятельности учителя-предметника;

3) овладение первичными умениями организации совместной творческой деятельности во внеурочное время на основе взаимодействия с субъектами воспитания и использования возможностей образовательной среды, современных технологий воспитания и социализации личности;

4) приобретение первичного опыта аналитической и исследовательской работы по изучению возрастных индивидуальных особенностей обучающихся, особенностей классного коллектива.

 

 Учебная (культурно-просветительская) практика осуществляется на 2-м году обучения в 1-м полугодии на базе культурно-просветительских учреждений РХ с отрывом от теоретического обучения.

Целью учебной (культурно-просветительской) практики является закрепление на практике имеющихся знаний и формирование музыкально-исполнительских умений и навыков, необходимых для успешной профессионально-педагогической и музыкально-просветительской деятельности будущего учителя музыки общеобразовательного учебного заведения.

Задачи учебной практики в области культурно-просветительской деятельности будущих бакалавров:

1) практическое освоение различных технологий и методик культурно-просветительской деятельности в ходе решения профессиональных задач;

2) формирование личностного, эмоционально-ценностного отношения студентов к культурно-просветительской деятельности педагога-музыканта;

3) формирование творческого отношения студентов к культурно-просветительской деятельности;

4) формирование у студентов навыков организации музыкально-просветительской деятельности;

6) овладение основами музыкально-эстетического просвещения посредством планомерной исполнительской (инструментальной, вокальной, вокально-хоровой) деятельности;

7) привитие интереса к музыкально-просветительской деятельности;

8) формирование навыков популяризации просветительских знаний в области отечественной культуры среди учащихся и различных групп населения.

 

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности) осуществляется на 2-м году обучения во 2-м полугодии на базе общеобразовательных организаций с отрывом от теоретического обучения.

Целью учебной практики является ознакомление студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса, передовым педагогическим опытом учителей музыки различных образовательных организаций; в изучении и описании индивидуального стиля работы учителя музыки одной из образовательных организаций.

Задачи учебной практики:

1) формирование личностного, эмоционально-ценностного отношения студентов к музыкально-педагогической деятельности, создание основы для устойчивой мотивации к будущей профессии;

2) развитие способностей к аналитической деятельности в процессе наблюдения и анализа уроков музыки и внеурочных мероприятий у разных педагогов-музыкантов;

3) формирование у студентов компетентностного подхода к оценке качеств личности учителя музыки и результатов его музыкально-педагогической деятельности;

4) становление творческого отношения студентов к музыкально-педагогической деятельности.

 

Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) (педагогическая) проводится на 3-м году обучения в 1-м полугодии с отрывом от теоретического обучения на базе общеобразовательных организаций.

 

Целью педагогической практики является становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки посредством развития его базовых способностей, знаний и умений в процессе приобретения собственного опыта решения профессиональных задач в реальных условиях педагогической практики.

Задачи педагогической практики:

1) дальнейшее развитие у будущих бакалавров музыкально-педагогических умений и навыков, составляющих основу профессиональных компетенций, определенных в ФГОС;

2) формирование умений и навыков планирования и осуществления музыкально-педагогической деятельности на уроке и во внеурочной музыкально-воспитательной\культурно-просветительской работе на единых принципах;

3) развитие аналитических способностей в процессе наблюдения и анализа художественно-педагогического процесса на уроках музыки;

4) стимулирование у будущих педагогов-музыкантов стремления к проявлению инициативы, самостоятельности и творческого подхода к музыкально-педагогической деятельности.

 

Производственная практика (педагогическая) осуществляется на 4-м году обучения в 1-м полугодии  с отрывом от теоретического обучения на базе общеобразовательных организаций.

Целью данной педагогической практикиявляется совершенствование профессиональных компетенций студентов в самостоятельной практической деятельности в качестве учителя музыки, применении знаний, умений и навыков осуществления учебной, внеурочной культурно-просветительской и исследовательской деятельности.

Задачи педагогической практики:

1) совершенствование у студентов музыкально-педагогических, а также исследовательских умений и навыков, составляющих основу профессиональных компетенций, определенных в ФГОС;

2) формирование умений и навыков планирования и осуществления музыкально-педагогической деятельности на уроке и во внеурочной культурно-просветительской деятельности на единых принципах;

3) дальнейшее развитие аналитических способностей в процессе наблюдения и анализа художественно-педагогического процесса на уроках музыки;

4) дальнейшее развитие у будущих бакалавров мотивации к профессии педагога-музыканта;

5) стимулирование интереса к музыкально-исследовательской деятельности как способа повышения компетентности в организации и руководстве исследовательской деятельностью учащихся;

6) стимулирование стремления к проявлению инициативы, самостоятельности и творческого подхода в осуществлении музыкально-педагогической, внеурочной культурно-просветительской и исследовательской деятельности студентов;

6) совершенствование у будущих бакалавров основ педагогического мастерства.

 

Производственная практика (преддипломная) проводится на 4 году обучения во 2-м полугодии с отрывом от теоретического обучения на базе выпускающей кафедры музыки и музыкального образования института искусств.

Цель преддипломной практики: дальнейшее развитие способности осуществления научно-исследовательской работы, связанной с решением профессиональных задач в будущей самостоятельной педагогической деятельности, подготовка материалов выпускной квалификационной работы к защите.

Задачи преддипломной практики:

1) овладение базовыми и специальными исследовательскими компетенциями в области музыкального образования;

2) формирование личностного, эмоционально-ценностного отношения студентов к исследовательской деятельности как необходимой составляющей в их будущей профессиональной деятельности;

3) практическое применение различных методик психолого-педагогической диагностики личности ребенка, детского коллектива, комплекса музыкальных способностей и ценностно-художественных ориентаций учащихся в соответствии с темой исследования;

4) развитие умений использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации информации, полученных экспериментальных и эмпирических данных;

5) формирование готовности студентов проектировать в образовательной практике содержание учебных программ с использованием инновационных образовательных технологий.